Эту картину я задумал давно. Лет 5-6 назад. Экспериментируя с материалами и техникой, одно время я увлёкся техникой рельефного контурного рисунка на цветной основе. Большинство картин периода 2010-2016 года решены именно в ней. Не исключением стала и серия «
Цветы».
Однако, в основном я работал на холстах малого и среднего размера, 20 и 50 см по большой стороне, изредка переходя к более крупному формату.
Но меня не покидала идея нарисовать не просто бутон, цветок или букет. Хотелось придать композиции движение, жизнь, танец.
Первой картиной в этом направлении была «Весна», где цветы «прорастали», тянулись вверх, наливались соками жизни и расцветали.
Второй стала картина «
Вальс Цветов», написанная на музыку Чайковского из «Щелкунчика».
В ней уже было движение, танец, цикличная и ритмичная энергия.
И наконец, «Битва Цветов».
Изначально, холст для этой картины был заказан как составная часть полиптиха «
Солнечный Ветер». Это многосоставное (из 6 частей) панно на космическую тему я собирался написать и выставить в отдельном зале в московской галерее К35, с которой сотрудничал в то время.
Однако, написав и выставив центральную работу - размером 190х280 см, я пришёл к пониманию, что этого вполне достаточно и продолжения на других панелях уже делать не нужно.
Так и вышло - из оставшихся пяти больших холстов три пошло на «
Черную Орхидею», один на «
Подводное» и один я загрунтовал под «Цветы».
Кстати, первоначально на «
Подводном» я планировал написать парные к «Битве Цветов» «Орхидеи», и даже сделал подготовительный эскиз. Но впоследствии отказался от этого по причине «заезженности» мною этой темы.
В то время я практиковал не белую, а цветную основу под основной красочный слой. Это задавало весь тон и настроение картины.
Так и здесь - натуральный белый грунт я покрыл золотистым, желая придать всей композиции приятное внутреннее свечение. Нанёс общий композиционный рисунок и проработал детали. Осталось лишь начать работать маслом.
Но картина «встала». Холст больше двух лет простоял в мастерской. Я увлекался то одной творческой идеей, то другой. Повседневные дела и быт не давали сосредоточится на нескольких картинах.
Холст стоял «лицом» и каждый раз бросая на него взгляд я убеждался, что композиционно, да и в деталях, картина решена верно. Но все равно к работе не приступал.
Весной 2018 года я снова начал писать серию работ, посвящённую цветам. Это и «
Осень Цветов» и новые «
Ирисы».
Хотелось продолжить тему в большем формате. Но что-то останавливало меня. Покопавшись в себе осознал, что колористическая основа была не та! Золотистые оттенки себя исчерпали и мне не хотелось снова к ним возвращаться.
Перегрунтовав холст заново в белый цвет и повторив прежний эскиз я немедля приступил к работе.
Весь процесс написания картины занял около 3 месяцев.
Теперь, когда тональность картины изменилась, я точно знал что хочу изобразить.
Путешествуя по Югу Франции, я не раз наблюдал, что цветы словно борются друг с другом в шутливой схватке. Света, тепла и влаги в достатке, но они играют, захлестывают, впиваются, обволакивают друг друга в рывках жизненной энергии. Их много, они рады Солнцу и им хорошо.
Особенно меня это впечатлило на Вилле Ротшильд неподалёку от Ниццы, где энергия Цветов рукотворного сада соперничала с дикими плясками кустов за оградой и в запущенных уголках Японского садика. И все это под сопровождение классической музыки поющих фонтанов.
И не я один чувствую эту энергию и слышу шум битвы, ведь не зря в Ницце каждый год проходит цветочный карнавал и битва Цветов на Променад дез Англе.
Вот это и хотелось нарисовать и передать на картине.
Уже в процессе работы, закончив параллельно другую картину - «
Осень Цветов», я захотел внести в работу дополнительный смысл, когда летние цветы уже отступают, но не сдаются перед натиском волны осенних бутонов, стремящихся занять своё место под солнцем.
Надеюсь, все получилось.
Игорь Ильчук
Январь 2020
Москва-Сочи
P. S.
Картина демонстрировалась осенью 2019 года на персональной выставке автора «
Осенний Джаз» в МосГорДуме.